среда, 24 февраля 2016 г.

Поэма Н.В. Гоголя "Мёртвые души"



1. Сюжет и композиция

• В основу сюжета Гоголь положил рассказ о похождениях Чичикова, который приезжает в губернский город с целью приобретения весьма странного товара - «мертвых душ».
• Композицию поэмы определяет замысел автора «изъездить вместе с героем всю Русь и вывести множество самых разнообразных характеров» вслед за Чичиковым, покупающим мертвые фактически, но живые по бумагам души.

2. Герои поэмы



Образы помещиков

Пять глав (2-6) - пять портретных характеристик, построенных по одинаковому плану:
♦ Краткая характеристика помещика (описание внешности).
♦ Описание усадьбы помещика.
♦ Описание совместной трапезы (застолья) - чем и как угощают помещики Чичикова.
♦ Как помещики реагируют на предложение Чичикова о продаже мертвых душ.
♦ Дальнейшие действия помещиков. Порядок следования помещиков неслучаен, автор выводит некую закономерность, которая приводит к экономическому и моральному упадку помещичий класс.



Помещик
Экономический упадок
Моральное разложение
Манилов (2 глава)бесхозяйственный помещикпраздный мечтатель, живущий в ми­ре своих грез - «рыцарь пустоты»
Коробочка (3 глава)мелочная скопидомка«дубиноголовая»
Ноздрев (4 глава)безалаберный прожигатель жизнибесшабашный враль, мот и шулер
Собакевич (5 глава)прижимистый и упрямый хозяиноскотинившийся кулак.
Плюшкин (6 глава)скряга, доведший свое имение и крестьян до полного разорения«прореха на человечестве»
Общие черты всех помещиковнизкий культурный уровень, отсутствие интеллектуальных запросов, стремление к обогащению, жестокость в обращении с крепостными крестьянами, нравственная нечистоплотность, и, наконец, отсутствие элементарного понятия о патриотизме



♦ Для создания образов помещиков Гоголь использует сатирические приемы, в том числе гиперболизацию.
♦ Интересно сопоставить образы помещиков в следующем сочетании:
Манилов - Коробочка
Ноздрев - Собакевич



Манилов
Коробочка
небрежностьаккуратность
восторженная наивностьупрямая подозрительность
беспечностьмелочность, скопидомство
Глупость, несамостоятельность, которые приводят к страху законности предлагаемой сделки, с одной стороны, боязни продешевить - с другой стороны.

Ноздрев
Собакевич
неугомонностьпрочная сила
шулерствостепенность, обстоятельность
фамильярность в общениицеремонность
болтлив и горячмрачное немногословие
почти разоренное поместьеизобилие и основательность хозяйства
разорительнакопитель
Бойкость, воинственность по отношению ко всем, кто кажется им врагами, неотступность в осуществлении желаний, «волчий» аппетит.
Все усилия, которые прилагают герои для достижения своих целей, приводят к какой-то неподвижности, неуклюжести.



Манилов

Портрет«Был человек видный: черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами».
ХарактеристикаВосторженная наивность и мечтательность, беспечность «бескорыстно­го философа», изысканность, глупость, несамостоятельность и бояз­ливость. Фамилию своему герою Гоголь дает «говорящую» - от слов «манить, заманивать, обманывать». Две черты в характере Манилова особенно выделяет автор - это никчемность и слащавую, бессмыслен­ную мечтательность. У Манилова нет никаких живых интересов. Хозяй­ством он не занимается, он даже не может сказать, умирали ли у него крестьяне со времени последней ревизии.
УсадьбаО бесхозяйственности и непрактичности Манилова наглядно говорит и обстановка комнат его дома, где рядом с прекрасной мебелью стояли два кресла, «обтянутые просто рогожей», «щегольский подсвечник, из темной бронзы с тремя античными грациями» стоял на столе, а рядом с ними помещался «какой-то просто медный инвалид, хромой, свер­нувшийся на сторону и весь в сале».
Отношение к ведению хозяйстваНе мудрено, что у такого хозяина «довольно пусто в кладовой», приказ­чик и ключница - воры, слуги - «нечистоплотны и пьяницы», а «вся двор­ня спит немилосердным образом и повесничает все остальное время».
Образ жизниСвою жизнь Манилов проводит в полнейшей праздности. Он отошел от всякого труда, даже не читает ничего: два года в его кабинете лежит кни­га, заложенная все на той же странице 14. Свое безделье Манилов скрашивает беспочвенными мечтами и бессмысленными «прожектами», вроде постройки подземного хода от дома, каменного моста через пруд.
Вместо настоящего чувства - у Манилова «приятная улыбка», приторная любезность и чувствительная фраза; вместо мысли - какие-то бессвязные, глупые размышления, вместо деятельности - или пустые мечты, или такие результаты его «труда», как «горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками».



Коробочка

Портрет«...Вошла хозяйка, женщина пожилых пет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее...».
Характеристика«...Одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем на­бирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящичкам комода. В один мешочек отбирают все целковики, в дру­гой полтиннички, в третий четвертачки, хотя с виду и кажется, будто бы в комоде ничего нет, кроме белья, да ночных кофточек... береж­лива старушка...». Типичная мелкая помещица - владелица 80 душ крепостных. Коробочка - домовитая хозяйка.
УсадьбаУ нее «хорошая деревенька», двор полон всякой птицы, имеются «просторные огороды с капустой, луком, картофелем, свеклой и про­чим хозяйственным овощем», есть «яблони и другие фруктовые деревья».
Отношение к ведению хозяйстваРачительность Коробочки изображена автором почти абсурдной: сре­ди множества полезных и необходимых предметов, каждый из кото­рых лежит на своем месте, есть веревочки, которые «уже никуда не нужны».
Образ жизниУмственный кругозор Коробочки крайне ограничен. Гоголь подчерки­вает её тупость, невежественность, суеверие, указывает, что ее по­ведением руководит корысть, страсть к наживе. Она очень боится «продешевить» при продаже. Все «новое и небывалое» пугает ее.
«Дубинноголовая» Коробочка - воплощение тех традиций, которые сложились у захолу­стных мелких помещиков, ведущих натуральное хозяйство. Она представитель уходящей, умирающей России, и в ней самой нет жизни, так как она обращена не в будущее, а в прошлое.



Ноздрёв

Портрет«Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец, с пол­ными румяными щеками, с белыми как снег зубами и черными как смоль бакенбардами. Свеж он был как кровь с молоком; здоровье, ка­залось так и прыскало с лица его...»
ХарактеристикаОн непоседа, герой ярмарок, балов, попоек, карточного стола. У него «неугомонная юркость и бойкость характера». Он буян, кутила, враль, «рыцарь кутежа». Он не чужд хлестаковщины - стремление показать­ся значительнее и богаче.
Усадьба«В доме не было никакого приготовления к их принятию. Посредине столовой стояли деревянные козлы, и два мужика, стоя на них, бели­ли стены... Прежде всего пошли они обсматривать конюшню, где ви­дели они двух кобыл... Потом Ноздрев показал пустые стойла, где были прежде тоже хорошие лошади... Ноздрев повел их в свой кабинет, в ко­тором, впрочем, не было заметно следов того, что бывает в кабинетах, то есть книг или бумаги; висели только сабля и два ружья».
Отношение к ведению хозяйстваСвое хозяйство он совершенно запустил. В отличном состоянии у него только одна псарня.
Образ жизниНечестно играет в карты, всегда готов ехать «куда угодно, хоть на край света, войти в какое хотите предприятие, менять всё, что ни есть, на все, что хотите». Закономерно, что все это не приводит Ноздрева к обогащению, а, напротив, разоряет его.
В целом Ноздрев - малоприятный человек, так как понятия чести, совести, человеческого достоинства у него полностью отсутствуют. Энергия Ноздрева превратилась в скандальную суету, бесцельную и разрушительную.



Собакевич

Портрет«Человек здоровый и крепкий», которого природа «рубила со всего плеча»; весьма похож «на средней величины медведя»; «...казалось, в этом теле совсем не было души, или она у него была, но совсем не там, где следует, а, как у бессмертного кощея, где-то за горами, и за­крыта такою толстою скорлупою, что все, что ни ворочалось на дне ее, не производило решительно никакого потрясения на поверхности».
Характеристика«Чертов кулак», по выражению Чичикова, это воплощение прочной силы, нельзя не отметить резвость его нападок на всех, кто кажется ему врагом, неотступность в осуществлении своих желаний.
Усадьба«Чичиков еще раз окинул комнату, и все, что в ней ни было, - все было прочно, неуклюже в высочайшей степени и имело какое-то странное сходство с самим хозяином дома; в углу гостиной стояло пу­затое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах, совершенный медведь. Стол, кресла, стулья - все было самого тяжелого и беспокой­ного свойства, - словом, каждый предмет, каждый стул, казалось, гово­рил: «И я тоже Собакевич!» или «И я тоже очень похож на Собакевича».
Отношение к ведению хозяйстваУ Собакевича тяготение к старым, крепостническим формам ведения хозяйства, вражда к городу и просвещению сочетаются со страстью к наживе, хищному накоплению.
Образ жизниСтрасть к обогащению толкает его на плутовство, заставляет изыски­вать разные средства наживы. Даже своих умерших крестьян он пы­тается продать как можно дороже, всячески рекламируя Чичикову лучшие качества уже не существующих людей.
Автор подчеркивает корыстолюбие, узость интересов, косность помещика. Сила и проч­ность Собакевича ведут к скованности, неуклюжести, неподвижности.



Плюшкин

Портрет«Долго он [Чичиков] не мог распознать, какого пола была фигура: баба или мужик. Платье на ней было совершенно неопределенное, похожее очень на женский ка­пот, на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы, только один го­лос показался ему несколько сиплым для женщины...» «...маленькие глазки еще не потухли и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши, когда высунувши из тем­ных нор остренькие морды, насторожа уши и моргая усом, они высматривают, не за­таился ли где кот или шалун мальчишка, и нюхают подозрительно самый воздух...»
Характе­ристикаВ Плюшкине нет никаких человеческих чувств, даже отцовских. Вещи для него доро­же людей, в которых он видит только мошенников и воров. Бессмысленная скупость, царящая в душе Плюшкина, порождает в нем недоверие и враждебность ко всему окружающему, жестокость и несправедливость по отношению к крепостным.
УсадьбаВсюду в доме царил беспорядок: «. ..казалось, как будто в доме происходило мытье полов и сюда на время нагромоздили всю мебель...» Выразительно описа­ние села Плюшкина, с его пришедшей в полную негодность бревенчатой мосто­вой, с «особенной ветхостью» деревенских изб, с огромными кладями сгнившего хлеба, с господским домом, который выглядел каким-то «дряхлым инвалидом». Все пришло в полный упадок, крестьяне «мрут, как мухи», десятки числятся в бегах.
Образ жизниАвтор сталкивает две эпохи жизни Плюшкина: когда «все текло живо» и когда он обратился в «прореху на человечестве». Следя за переменами в жизни Плюшкина, нельзя не заметить, что «омертвение» души начинается с бедности чувств. Кажется, что человечность недоступна Плюшкину. Не знай мы о том, что Плюшкин когда-то был добрым семьянином, разумным хозяином и даже приветливым человеком, об­раз, созданный Гоголем мог вызвать скорее усмешку. Рассказанная история жизни Плюшкина делает этот образ скорее трагическим, нежели комическим. Пользуясь приемом контраста, Гоголь заставляет читателя сопоставить человеческое и урод­ливо-безобразное в пределах одной жизни.
Автор восклицает: «И до какой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти че­ловек! Мог так измениться! И похоже это на правду? Все похоже на правду, все может статься с человеком. Нынешний же пламенный юноша отскочил бы с ужасом, если бы показали ему его портрет в старости».



Павел Иванович Чичиков

История Чичикова (см. 11 главу)

Этапы жизни

Детство
Не имел знатного происхождения, в семье не было материального дос­татка, все было серо, уныло, болезненно - «вот бедная картина первона­чального его детства, о котором едва сохранил он бледную память».
Образование
а) наказ отца
б) обретение соб­ственного опыта
Получил образование в классах городского училища, куда его отвез отец и дал следующее наставление: «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальни­кам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть, и в науке не успе­ешь и таланту бог не дал, все пойдешь в ход, всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете. Товарищ или при­ятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не вы­даст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь, все прошибешь на свете копейкой».
Сумел построить отношения с товарищами по классу таким обра­зом, что они его угощали; сумел собрать денег, прирастив их к остав­ленной отцом полтине. Для накопления денег использовал любые возможности:
♦ слепил из воска снегиря, раскрасил его и продал;
♦ накупил на рынке съестного, предлагал проголодавшимся одно­классникам из тех, кто был побогаче;
♦ выдрессировал мышь, научил ее вставать на задние лапки и продал;
♦ был самым прилежным и дисциплинированным учеником, умею­щим предупреждать любое желание учителя.
Служба
а) начало службы
б) продолжение карьеры
«Местечко досталось ему ничтожное, жалованья тридцать или со­рок рублей в год...» Благодаря железной воле, умению себе во всем отказать, сохраняя при этом аккуратность и приятность внешности, сумел выделиться среди таких же «невзрачных» служащих: «...Чичиков представлял во всем совершенную противоположность и взрачностью лица, и приветливостью голоса, и совершенным неупот­реблением никаких крепких напитков».
Для продвижения по службе воспользовался уже испробованным спо­собом - угождение начальнику, найдя его «слабое место» - дочь, кото­рую «влюбил» в себя. С этого момента он стал «человеком заметным».
Служба в комиссии «для построения какого-то казенного капиталь­ного строения». Стал позволять себе «некоторые излишества»: хо­роший повар, хорошие рубашки, дорогая ткань для костюмов, приоб­ретение пары лошадей...
Вскоре вновь потерял «теплое» местечко. Пришлось поменять два- три места. «Добрался до таможни». Провернул рискованную опера­цию, на которой сначала обогатился, а потом «погорел» и потерял почти все.
Приобретение «мертвых душ»
Как появилась идея приобретения.
После того как Чичикова выгнали со службы в таможне, он пробует найти новую службу. «И в ожидании лучшего принужден был даже за­няться званием поверенного».
Появление Чичикова в губернском городеПрименяя практическую сметку, обходительность и изворотливость, Чичиков сумел очаровать и губернский город, и усадьбы. Быстро раз­гадав человека, он умеет найти подход к каждому. Остается только поражаться неистощимому разнообразию всех «оттенков и тонкостей его обращения».
«Неодолимую силу характера», «расторопность, проницательность и прозорливость», все свое умение обворожить человека пускает Чичиков в ход, чтобы достичь желаемого обогащения.



Сходство Павла Ивановича Чичикова с другими помещиками

Помещик и его отли­чительная чертаКак это черта проявляется в характере Чичикова
Манилов - «слащавость», приторность, неопределенностьВсе жители губернского города признали Чичикова мужчиной прият­ным во всех отношениях. «Словом, куда ни повороти, был очень поря­дочный человек. Все чиновники были довольны приездом нового лица. Губернатор об нем изъяснился, что он благонамеренный человек; про­курор - что он дельный человек; жандармский полковник говорил, что он ученый человек председатель палаты - что он знающий и почтен­ный человек; полицеймейстер - что он почтенный и любезный человек; жена полицеймейстера - что он любезнейший и обходительнейший человек. Даже сам Собакевич, который редко отзывался о ком-нибудь с хорошей стороны... сказал ей [жене]; «Я, душенька, был у губернатора на вечере, и у полицеймейстера обедал, и познакомился с коллежским советником Павлом Ивановичем Чичиковым: преприятный человек!»
Коробочка - мелочная скаредностьЗнаменитая шкатулка Чичикова, в которой все разложено с такой же ста­рательной педантичностью, как в комоде Настасьи Петровны Коробочки.
Ноздрев - самовлюбленностьЖелание и умение всем нравиться; испытывать расположение к себе со стороны всех - вот потребность и необходимость для Чичикова: «Герой наш отвечал всем и каждому и чувствовал какую-то лов­кость необыкновенную: раскланивался направо и налево, по обык­новению своему несколько набок; но совершенно свободно, так что очаровал всех...»
Собакевич - грубая при­жимистость и цинизмДаже Ноздрев замечает, что в Чичикове нет «...никакого прямоду­шия, ни искренности! Совершенный Собакевич».
Плюшкин - собирание ненужных вещей и тщательное их хра­нениеВо время осмотра города N «...оторвал прибитую к столбу афишу с тем, чтобы, пришедши домой, прочитать ее хорошенько», а затем герой «...свернул опрятно и положил в свой ларчик, куда имел обыкновение складывать все, что ни попадалось».
Характер Чичикова многогранен, герой оказывается зеркалом того помещика, с которым встре­чается, потому что в нем есть те же качества, которые составляют основу характеров помещиков.



3. Губернское общество

♦ Гоголь в заметках к первому тому поэмы пишет: «Идея города - возникшая до высшей степени пустота. Пустословие. Сплетни, перешедшие пределы. Как все это возникло из безделья и приняло выражение смешного в высшей степени, как люди неглупые доходят до делания совершенных глупостей».
♦ Это тоже царство «мертвых душ», праздности, внутреннего убожества.



Иван Антонович «кувшинное рыло»
Именно о нем в 3 главе мы читаем рассуждение об «оттенках и тонкостях обращения». Это о нем Гоголь пишет: «Прошу посмотреть на него, когда он сидит среди своих подчиненных, - да просто от страха и слова не выговоришь! Гордость, благородство, и уж чего не выражает лицо его? Просто бери кисть, да и рисуй: Прометей, решительный Прометей! Высматривает орлом, выступает плавно, мерно. Тот же самый орел, как только вышел из комнаты и приближается к кабинету начальника, куропаткой такой спешит с бумагами под мышкой, что мочи нет. В обществе и на вечеринке, будь все небольшого чина, Прометей так и останется Прометеем, а чуть немного повыше его, с Прометеем сделается такое превращение, какого и Овидий не выдумает: муха, меньше даже мухи...»
Полицеймейстер «чудотворец»
«Полицеймейстер, точно, был чудотворец, ... в ту же минуту кликнул квартального, и, кажется, всего два слова шепнул ему на ухо да прибавил только: «Понимаешь!»... а уж там, в другой комнате, появилась на столе белуга, осетры, семга, икра паюсная, икра свежепросольная, селедки, севрюжки, сыры, копченые языки и балыки, - это все было со стороны рыбного ряда. Потом появились прибавления с хозяйской стороны... Полицеймейстер был некоторым образом отец и благотворитель в городе. Он был среди граждан совершенно как в родной семье, а в лавки и в гостиный двор наведывался, как в собственную кладовую. Вообще он сидел на своем месте и должность свою постигнул в совершенстве. Трудно было даже и решить, он ли был создан для места, или место для него».

Роль чиновников в «Повести о капитане Копейкине»
и в истории приобретения мертвых душ Чичиковым

Капитан Копейкин
Павел Иванович Чичиков
участник героической войны 1812 г.приобретатель, подлец
простой и честный, наивный и пострадавшийлицемер, подхалим и авантюрист
ищет справедливости у чиновников в Пе­тербургестарается сыскать знакомства с чиновниками а губернском городе
не удостоен вниманием чиновников при­сутственных мест Петербургапринят и «обласкан» чиновниками всех уров­ней губернского города
равнодушие, бюрократическая канитель, презрение к искалеченному беднякувнимание к благообразному авантюристу
не вызвал к себе, своей участи не сострада­ния, не пониманиясумел добиться признания себя в городе как значительного лица
капитана Копейки на судятЧичикова славят
сначала его не хотели замечать, но он заста­вил не только заметить, но и бояться себясначала осчастливил, а затем привел в смяте­ние губернский город
Взятки, воровство, чинопочитание, круговая порука - все это не случайные явления в среде чиновников как в губернском городе N, так и в Петербурге. Одинаково равнодушны и бесче­ловечны чиновники, изображенные Гоголем в поэме.



4. Лирические отступления

Гпава
Лирические отступления и вставные эпизоды
ПерваяРассуждение о толстых и тонких.
ВтораяРассуждение о двух типах характеров.
ТретьяРассуждение об «оттенках и тонкостях обращения».
ЧетвертаяМысль о живучести Ноздревых.
ПятаяРазмышление Чичикова о «славной бабешке». Думы автора о метком русском слове и «бойком русском уме».
ШестаяВоспоминания автора о юности. Размышление о человеке («И до та­кой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек...»).
СедьмаяО двух писателях. О крестьянах, купленных Чичиковым.
ВосьмаяО силе власти исправника.
ДевятаяО бунте крестьян селения Вшивая-Спесь.
ДесятаяПовесть о капитане Копейкине.
Одиннадцатая«Русь! Русь!...» Дорога. Рассказ о Кифе Мокеевиче и его сыне. Рас­суждение о добродетельном герое и герое-подлеце. Тройка.



5. Смысл названия

Попробуем понять, какой смысл Н. В. Гоголь вкладывал в название своей поэмы.

Мертвые души

Так называли умерших крестьян, кото­рые по ревизским спискам до новой реви­зии числились живыми.Помещики и чиновники, живущие и здрав­ствующие, но образ жизни, который они ведут, может определить их как мертвых.
Жажда наживы убила все лучшие челове­ческие качества и чувство гражданского долга.
«Приобретение - вина всего, из-за него произвелись дела, которым свет дает назва­ние не очень чистых». Автор приводит читателя к выводу о том, что виной «омертвения» души человеческой является стяжательство.



Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души» стала гениальным обличением крепостничества как такого социально-экономического строя, который закономерно порождает куль­турную и экономическую отсталость страны, морально разлагает тот класс, который является вершителем судеб государства.


Комментариев нет:

Отправить комментарий